понедельник, 9 февраля 2015 г.

Читал и Вам советую: З.Прилепин, "Игра его была огромна"

Сегодня своей рекомендацией с нами снова готова поделиться Ирина Юрьевна Худякова - зам.директора по основной деятельности.

"Я долго не разделяла массового восторга по поводу прозы Захара Прилепина. Не люблю массовых явлений, поэтому, когда все начали его читать – не читала, пока не попалась на глаза его статья в журнале. Я испытала культурный шок – ТАК это было написано! Я читала статью медленно, наслаждаясь и словом, и ритмом фразы, тем, что коротко называется «блестяще написано». Немедленно взяла почитать две книжки – сборник рассказов «Грех» и роман «Патологии». Прочитала. Поняла, что перечитывать не буду, а это для меня важный критерий, я с любимыми книгами долго не расстаюсь. Несколько лет читала публицистику Прилепина в журнале «Медведь» и в интернете, и ждала, что свою лучшую книгу он еще непременно напишет. 

Пишет он вообще невероятно много, при его-то активном образе жизни – что ни книга – то фолиант страниц на 400-500. В 2010 году в серии биографий ЖЗЛ вышла книга Прилепина о Леониде Леонове «Игра его была огромна». Написать захватывающую литературоведческую книгу – это не каждому дано. Читатели, кстати, быстро ее оценили – я долго ждала своей очереди – книга все время была на руках. 


Не могу сказать, что я когда-то интересовалась Леоновым, читала, конечно, в свое время «Русский лес», да, пожалуй, и все. Прилепин же к Леонову испытывает большое уважение, у него своя концепция его творчества и она очень интересна (пожалуй, концепция интереснее творчества). И все же пусть простит меня автор, книгу его я читала не из-за Леонида Леонова, а из-за Захара Прилепина. Но художественный образ – вещь сильная, Леонов прочно занял место в моей памяти, и, пожалуй, эпоха, в которую ему выпало жить, заиграла для меня новыми красками (хотя тут я не «чайник»). 


А еще запомнилось, что Прилепин постарался совсем не присутствовать в своей книге. Леонова он знал не понаслышке, встречался с ним, был вхож в семью, пользовался семейным архивом, когда писал книгу. В книге описана цепочка рукопожатий, которая связывает Леонова с самим Пушкиным: «Пушкин жал руку Гоголю, Гоголь – Тургеневу, Тургенев – Толстому, Толстой – Горькому, Горький – Леонову». Я думаю, что Леонов наверняка также пожимал руку своему молодому исследователю, но Прилепин не включил себя в цепочку. Умный он мужик, Прилепин. И талантливый. 


А «главную» книгу Захара Прилепина я все-таки дождалась. В конце прошлого года прочитала его новый роман «Обитель» (хотя есть надежда, что он напишет еще много книг, и они будут еще «главнее»). Любители литературы могут вздохнуть свободно: с русской литературой все в порядке. Связь времен не прервалась. Шедевры появляются, как им и положено – редко, но вовремя. Об «Обители» - в следующий раз.


Не останавливайтесь на прочитанном!"

1 комментарий:

  1. Спасибо за рекомендацию, нужно прочитать, а после почитать Леонова.

    ОтветитьУдалить